ССК «Звезда»: новый центр судостроения в стране.

Вокруг ССК «Звезда» формируется крупнейший в стране судостроительный кластер, который в ближайшее десятилетие может сместить с лидирующих позиций Санкт-Петербург. Центр российского судостроения перемещается в приморский город Большой Камень?

Дальневосточный завод «Звезда» появился в 1954 г. в бухте Большой Камень — в 20 км по морю от Шаморы. Предприятие для ремонта атомных подводных лодок в сентябре 2016 г. было радикально расширено за счет строительства первой очереди судостроительного комплекса «Звезда», способного выпускать гражданские суда размером до танкеров класса «Афрамакс».

«Афрамксы» – корабли дедвейтом 80-120 тыс. тонн, в ширину не более 32 м. Такие суда востребованы для перевозки нефти из стран ОПЕК. Проект ведет консорциум нескольких российских компаний, основная часть расходов приходится на «Роснефть». В планах – масштабное строительство судов нового типа.

В 2016-2017 гг. введена первая часть производственных мощностей. В прошлом году запущен в эксплуатацию открытый достроечный стапель верфи площадью 12 га. На стапеле установлено несколько кранов, в том числе самый большой в России типа «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн.

Летом 2018 г. на «Звезду» поставлен один из ключевых элементов верфи, транспортно-передаточный плавучий док. Он предназначен для спуска со стапеля на воду крупногабаритных судов длиной 300 м и шириной более 50 м со спусковой массой до 40 тыс. тонн и дедвейтом до 350 тыс. тонн, а также объектов морской техники, в частности буровых платформ и их элементов.

15 ноября на ССК прошла церемония резки металла для второго танкера класса «Афрамакс» – началось серийное производство крупнотоннажных судов. 

«Начало выпуска подобных судов не только показатель роста технологического, производственного, кадрового потенциала судостроительной промышленности, но и вопрос национальной безопасности и независимости», – отмечал на открытии главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин.

Фото: Александр Хитров

Впрочем, верфь не ограничивается «Афромаксами». К 2024 г. на «Звезде» возведут сухой док – крупнейшее гидротехническое сооружение страны. Здесь будут строить буровые платформы, супертанкеры, газовозы, суда снабжения и другие виды морской техники, в том числе для работы в Арктике. Это позволит сформировать  мощный судостроительный кластер в стратегически важном регионе, близком к рынкам АТР. Судостроительных производств такого масштаба в России до сих пор не было.

«Начнут интенсивно развиваться логистика с Азией, освоение Северного морского пути, – заявляет председатель некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов», президент Ассоциации выпускников инженерной школы Александр Ивашкин. – В ближайшие годы появятся свои ледоколы. Региону повезло с заказчиком: «Роснефть» готова вкладываться в развитие столь важной отрасли, к тому же компания затем займется разведкой ресурсов на Дальнем Востоке».

Для ДФО, где производств немного, а зарплаты на них невелики, «Звезда» – прекрасный проект для закрепления и привлечения новых людей в регион. Сейчас на ССК «Звезда» трудится около 1,5 тыс. человек, 87% из них – жители ДФО, но есть специалисты со всей России. Проектной документацией предполагается, что на мощностях ССК «Звезда» будет создано 6,5-7 тыс. рабочих мест до 2024 года.

«ССК «Звезда» после полного ввода его в эксплуатацию создаст дополнительные рабочие места в регионе, предприятие будет платить налоги в бюджеты, – считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Любое крупное предприятие важно для региона, так как оно создает его социальную и экономическую стабильность за счет рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет».

Уже сейчас дальневосточный завод «Звезда» входит в топ-10 крупнейших налогоплательщиков Приморья. По прогнозам, ежегодный уровень налоговых платежей через 15 лет достигнет 41 млрд рублей.

По мере становления ССК станет центром промышленности для всего региона. Ведь заводу требуются тысячи комплектующих, которые дорого завозить из других регионов.

«Сейчас лучшее время для того, чтобы запустить рядом с заводом сопутствующие производства, которые наверняка будут востребованы верфью, – отмечал на одной из конференций для инвесторов вице-губернатор края  Константин Богданенко. – Локализация на одной площадке в формате индустриального парка позволит предпринимателям экономить свои деньги и время. Мы рассчитываем, что проект ускорит формирование судостроительного кластера в регионе, а также станет стимулом для развития малого и среднего бизнеса».

Вокруг «Звезды» запланирован индустриальный парк, который станет частью большого судостроительного кластера. Это вторая в регионе специализированная промышленная площадка наряду с уже действующим технопарком «Русский».

Фото: Александр Хитров

Не стоит забывать про мультипликативный эффект. «Одно рабочее место судостроителя дает семь вспомогательных. То есть, представьте, на ССК будут трудиться 10 тысяч корабелов, а в сумме это даст 70 тысяч рабочих мест в Приморье!» – говорит Александр Ивашкин. 

Само производство генерирует новые заказы, обеспечивая занятостью еще большее количество людей. К примеру, в настоящее время объявлен конкурс на поставку портальных кранов на сумму более 3 млрд рублей. Это значит, что компания, выигравшая тендер, получит возможность как заработать, так и сохранить свои рабочие места. В дальнейшем «Звезда» будет одним из основных организаторов тендеров в регионе.

Эксперты уверены, что именно «Звезда» станет новым центром российского судостроения, потеснив Петербург. 

«На полях Восточного экономического форума в этом году я спорил с одним теоретиком из Санкт-Петербурга, – говорит Александр Ивашкин. – Я говорил ему о том, что центр российского судостроения сместится в Приморье. Есть все предпосылки: во-первых, географическое положение, во-вторых, собственная мощная школа судостроителей».

«После окончания строительства верфи центр судостроения страны может оказаться в Приморье, – подтверждает депутат Госдумы от края Владимир Новиков.  – Важно, какие задачи будут ставиться высшим руководством страны. ССК «Звезда» мощнее и технологичнее, чем аналогичные предприятия на Балтике».

«Якорный проект» потянет в Приморье молодежь, даст рабочие места и налоги, даст новую жизнь образованию и социальному развитию края. Важно, чтобы люди, живущие в Большом Камне, работники ССК «Звезда» жили в комфорте и достатке, испытывая удовлетворение от соседства с верфью XXI века.

 

http://www.primpress.ru/article/34094