Спроектируй свое будущее.

В ДВФУ выстроили уникальную систему работы с талантливыми детьми

В апреле в Дальневосточном федеральном университете завершилась Тихоокеанская проектная школа, участниками которой после строгого отбора стали 80 старшеклассников из пяти регионов Дальнего Востока. Желающих участвовать было намного больше — на некоторые направления конкурс достигал шести человек на место.

Тихоокеанская проектная школа  в ДВФУ собрала 80 старшеклассников из пяти регионов страны. Фото: Артем Ганжа

Тихоокеанская проектная школа в ДВФУ собрала 80 старшеклассников из пяти регионов страны. Фото: Артем Ганжа

В течение двух недель ребята решали задачи в области программирования и компьютерных исследований, инженерного направления, естественных наук и международного сотрудничества. Совместные проекты они разрабатывали с ведущими педагогами ДВФУ, представителями крупнейших государственных корпораций и бизнеса региона.

— Это как раз тот формат, когда дети использовали свои знания из разных сфер на практике, на настоящих проектах действующих предприятий. Так, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина — давний партнер ДВФУ сейчас занимается диверсификацией производства. Она предложила детям спроектировать автономный уличный светильник. Судостроительный комплекс «Звезда» заказал VR-программу для обучения операторов башенных кранов. Всего же различные проекты предложили 17 заказчиков со всего Дальнего Востока. Среди них филиал Госкорпорации «Роскосмос» на космодроме «Восточный», компания «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», Медицинский центр ДВФУ, Дальневосточный филиал фонда «Русский мир», компании Smartual, «Примагро», «Дальмет» и другие, — рассказывает заместитель проректора по учебной и воспитательной работе ДВФУ Елена Харисова.

После завершения четвертой по счету Тихоокеанской проектной школы в вузе уже могут поделиться некоторыми выводами. Самый главный: дети поняли, что на Дальнем Востоке есть заинтересованные в них предприятия — с современным оборудованием, новыми технологиями — на которых в будущем они смогут получить привлекательную работу.

Проектную школу действительно можно назвать уникальной — таких проектов во всей России всего 2-3. А вот проведение предметных школ практикуют во многих вузах. Но для Приморского края они имеют особое значение. Средний базовый уровень образования в регионе, к сожалению, невысокий, а такие образовательные интенсивы «прокачивают» знания ребят, тем более что их ведут не только преподаватели ДВФУ, но и других образовательных учреждений. Так, в весеннюю школу сюда приедут педагоги из специализированных учебно-научных центров Новосибирского государственного и Уральского федерального университетов. У ДВФУ есть партнерские соглашения и с другими вузами, например, с Московским физтехом, Санкт-Петербургским государственным университетом, которые привозят свои олимпиады, чтобы юные дальневосточники могли потренироваться на новом материале. Полученные знания дают детям возможность успешно сдавать ЕГЭ и поступать в вузы.Дети поняли, что на Дальнем Востоке есть предприятия, на которых в будущем они смогут получить привлекательную работу

— На проходившей в декабре Инженерной школе мы подготовили ребят к командно-инженерной Олимпиаде Национальной технологической инициативы. В итоге в марте пятеро школьников из Владивостока показали лучший командный результат в разработке технологий для «умного города» на этапе олимпиады НТИ в Томском политехническом университете и привезли домой флаг победителей, — продолжает Елена Харисова.

На этой олимпиаде, проводившейся на стыке наук — физики, информатики, математики, — участникам нужно было продемонстрировать навыки программирования, работы с микроконтроллерами, умение строить алгоритмы и собирать все в единую систему.

Олимпиады НТИ по трем направлениям — «Нейротехнологии», «Виртуальная и дополненная реальность» и «Водные робототехнические системы» — проводят и в самом ДВФУ. В марте в вузе собрались 93 школьника из 14 регионов России. В течение недели они собирали роботов, проектировали системы гидроакустической связи, создавали приложения для погружения в виртуальную реальность, разрабатывали инновационные устройства.

— В 2014 году в нашей стране на самом высоком уровне объявили о проведении Олимпиады Национальной технологической инициативы. Потом появились «дорожные карты», возникло целое движение. Сегодня работа в этом направлении имеет просто грандиозный размах. Мы можем гордиться такими результатами. У нас получилось, — заявила Ольга Курилова, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в ДФО, которое вместе с Кружковым движением НТИ и Российской венчурной компанией (РВК) в партнерстве с крупнейшими российскими университетами и ведущими технологическими компаниями проводит такие олимпиады.

Сейчас ДВФУ совместно с АСИ и администрацией Приморья готовятся к запуску проекта «Кадры будущего для регионов». Начинание направлено на поддержку талантливых школьников и студентов, которые неравнодушны к судьбе своего региона и готовы участвовать в его социальном и экономическом развитии. Ребята смогут разработать свой проект и пройти стажировку на предприятиях края в разных отраслях экономики: транспорт и логистика, машиностроение и судоремонт, рыбная промышленность, сельское хозяйство и пищевая промышленность, сервис и туризм, строительство, экология, марикультура.

«Ближе к Дальнему» — еще одна абсолютно уникальная олимпиада, которую ДВФУ проводит совместно с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и платформой «Учи.ру». Название конкурса, к слову, родилось у детей в Тихоокеанской проектной школе два года назад.

— Мы поняли, что в стране очень мало знают про Дальний Восток, и решили исправить этот пробел. Наши преподаватели придумали очень интересные познавательные вопросы из разных областей знаний — географии, экономики, культуры. В прошлом году у нас было всего 500 участников, и 50 приехали на очный финал. В этом году — 12 тысяч школьников с 6 по 11-й класс из самых разных регионов России. Победители получат до 10 дополнительных баллов к поступлению в 10 партнерских вузов, расположенных на Дальнем Востоке, — рассказывает Елена Харисова.

Все это, добавляет она, мотивирует ребят учиться, добывать новые знания, и перед теми, кто приходит в вуз за этим, дверь всегда открыта. Они могут обратиться к преподавателям из разных школ ДВФУ, в Центр проектной деятельности, где школьников принимают в команды, находят для них интересные инженерные задачи, помогают с подготовкой к участию в Олимпиаде НТИ, с идеями для участия в проектных сменах во Всероссийском детском центре «Океан», образовательном центре «Сириус» в Сочи.

— Наша задача состоит в том, чтобы дети как можно более осознанно выбирали свой профессиональный путь — состоится ли он здесь, на Дальнем Востоке или в другом месте, — резюмирует Елена Харисова.Кстати

Сейчас в ДВФУ работают над созданием новаторской школы, непохожей на школу в привычном понимании. Вместо классов за закрытыми дверьми здесь создадут образовательные пространства, максимально удобные для коммуникации. Образовательную программу выстроят на индивидуальных учебных планах, исходя из потребностей конкретного ребенка, темпа его развития, способности воспринимать информацию. Здесь будет много лабораторий и инжиниринговый центр.ОбразованиеДальний ВостокПриморский край

https://rg.ru/2019/04/09/reg-dfo/v-dvfu-vystroili-unikalnuiu-sistemu-raboty-s-talantlivymi-detmi.html